Типовые схемы станций с расставленными светофорами

  Расстановка светофоров на макете

 

 Хотя в отличие от настоящей железной дороги модели светофоров на макете не выполняют своей основной задачи – передать машинистам локомотивов приказ, как им двигаться дальше, правильная расстановка светофоров на макете железной дороги – одно из условий для качественно выполненных макетов.На настоящей железнодорожной станции светофоров может достигать несколько сотен, и все они сгруппированы по своему назначению. Теория правильной установки светофоров сложна для новичков, тем более Вы должны учитывать железнодорожную эпоху. Если мачтовые светофоры Вы можете применять показывая отечественную железную дорогу с 1950-х годов, то карликовые светофоры Вы можете широко начать использоваться начиная только с 1970-х годов.

 

  Поэтому рассмотрим установку светофоров на примерах реальных железнодорожных станций  и рассмотрим все основные типы светофоров, которые Вы можете использовать на своем макете.

Итак, первая станция. Назовем ее Урга.

 

urga

 

  К станции с левой стороны подходит однопутный перегон, с правой стороны - два однопутных перегона. Первая группа светофоров на любой станции – это входные светофоры. Их задача – подать приближающемуся к станции поезду сигнал запрещения или разрешения въезда на станцию. Если въезд на станцию разрешен входной светофор дает подсказку, с какой скоростью поезду следует двигаться по станции. Входной светофор устанавливается около каждого пути перегона. На схеме они обозначены знаками («литерами») «Н», «Ч» и «ЧЗ». В качестве входных надо всегда применять МАЧТОВЫЕ светофоры типа Ж-З+К-Ж+Б. Обратите внимание, что на светофоре «ЧЗ» лампы зеленого огня нет – установлена заглушка. Дело в том, что от светофоров «Н» и «Ч» можно проехать по прямому пути (путь №1) насквозь через всю станцию, а от светофора «ЧЗ» по прямому пути насквозь через всю станцию пути нет: надо будет сворачивать по стрелками или 6 и 8, или 7 и 1. Поэтому на светофоре «ЧЗ» никогда  не загорится зеленый сигнал – поэтому стоит заглушка. Вторая группа светофоров  - выходные  светофоры. Их задача – разрешать или запрещать поезду отправиться со станции. Если отправление со станции разрешено выходной светофор комбинациями зеленого и желтых огней показывает с какой скоростью разрешается двигаться и какое показание следующего светофора. На нашей схеме (и на любой другой) выходные светофоры обозначаются буквой «Н» - нечетные, «Ч» - четные и номером «своего»  пути: «Ч2» - четный со второго пути, «Н2» - нечетный со второго пути, «Ч5» - четный с 5-го пути, «Н5» - нечетный с пятого пути. На схеме нашей станции выходные светофоры: Н2, Н3, Н1, Н4, Н5, Н6, Ч2, Ч3, Ч1, Ч4, Ч5, Ч6.  Выходные светофоры могут быть как МАЧТОВЫЕ так и КАРЛИКОВЫЕ. Общее правило разделения установки мачтовых и карликовых светофоров таково «Если по данному пути осуществляется безостановочный пропуск  без снижения скорости («пропуск с установленной скоростью» - по железнодорожному) – устанавливается мачтовый светофор. Во всех остальных случаях – карликовый».

  Приглядитесь внимательнее к выходным светофорам на схеме нашей Урги. На каждом из них имеется лампа с белым (или как официально по железнодорожному называется - «лунно-белым» огнем). Здесь нет никаких противоречий и нарушений. Белый огонь светофора относится маневровым, т.е. разрешает отправиться с пути для маневров по станции. Примите это как необходимое условие - на настоящей железной дороге практически всегда выходные светофоры совмещаются с маневровыми.К оличество сигнальных ламп («огней»)  на выходных светофорах зависит от конкретных условий их установки. Если применяется мачтовый светофор, то используется тип Ж-З+К-Б (не забываем о маневрах). Это светофоры «Ч2», «Ч3» на нашей схеме. Светофор «Ч1» – мачтовый Ж-З-К+Ж-Б, только вместо зеленого огня установлена заглушка. Такой светофор в нашем случае установлен с учетом, что если путь № 4 когда-нибудь будет продолжен и в левой части схемы однопутный перегон станет двухпутным, то на входном светофоре «ЧЗ» и выходном «Ч4» вместо заглушек установятся лампы зеленого огня. Сам же светофор на настоящей железной дороги менять никто не будет. Светофор «Н1» - Ж-З-К+Ж-Б с добавлением указателя направления. Зеленый и один желтый огонь с указателем «прямо» покажут, что направление движения – прямо (в направлении сигнала «Ч»), два желтых огня с указателем «на боковой» - следование на примыкание в направлении сигнала «ЧЗ». Светофоры «Н3» и «Н4»  - одинаковые типа Ж-З-К+З-Б. Наличие 2-х зеленых огней объясняется тем, что участок железной дороги примыкающий от светофора «ЧЗ»  называется по железнодорожному «ответвлением, оборудованным путевой блокировкой». У Вас, естественно, появилась мысль – это нужно делать всегда? Нет. Это один из вариантов показать малодеятельный участок железной дороги. И таким его надо показывать на макете. Поэтому когда поезд отправляется в направлении светофора «ЧЗ» мы зажигаем ТОЛЬКО два зеленых огня. Про белый огонь уже обсуждалось – он разрешает маневры. Светофоры «Н2», «Н5», «Н6», «Ч2», «Ч4», «Ч6» - выходные карликовые, потому что мы установили, что через эти пути безостановочное движение без снижения скорости производится не будет. Светофоры «Н2», «Н5», «Н6» типа З-Ж-З+Б-К- по показаниям аналогичны «Н3» и «Н4». Светофоры «Ч2», «Ч4», «Ч6» - типа З-К+Ж-Б. Они подают сигналы такие же как и «Ч1» и «Ч3».Маневровые светофоры – самая многочисленная группа станционных светофоров. Их задача разрешать или запрещать маневровые передвижения отдельных локомотивов, локомотивов с вагонами, электро- и дизель-поездов в пределах станции при переезде с одного пути на другой. На схеме и на самой станции они имеют литеру «М» и порядковый номер. В нечетной части станции – нечетные номера, в четной – четные. Находясь на настоящей железной дороге Вы могли слышать такие слова «Машинист локомотива, следуйте до М16». Это означает, что готов маршрут до маневрового светофора М16, и у этого светофора следует остановиться.Если Вы приглядитесь внимательно к схеме, то заметите пропуски в порядковых номерах - вы не найдете светофора «М6». Да, он когда-то стоял у стрелочного перевода № 8, но потом был демонтирован и образовался пропуск в нумерации. Также и Вы можете поступать на своем макете. Маневровые светофоры бывают также, как и выходные МАЧТОВЫЕ и КАРЛИКОВЫЕ. Мачтовые светофоры устанавливаются у складов, подъездных путях. Любой мачтовый светофор может устанавливаться в междупутье 5200 мм. Карликовые – во всех остальных местах. Минимальное допустимое расстояние между осями смежныйх путей для карликовых с одной головкой – 4200 мм, с двумя головками – 4500 мм. Если Вы на станции в качестве маневровых установите одни карликовые – это будет выглядеть правильно. Но если у Вас маневровый светофор будет загораживать выходной (на нашей схеме это «М20» и «Н2», «М16» и «Ч2» - это будет ошибкой. Рассмотрим назначение маневровых светофоров на станции Урга. Светофоры «М1» и «М2» устанавливаются всегда у первой за входных светофором стрелочным переводом. Их роль- чтобы локомотив смог переехать с пути 1,2,3 на пути 4, 5, 6 не выезжая за границу станции – т.е. за входной сигнал. Такая же роль и «М4» – разрешать заезжать в тупик за «М6» или после выезда из него следовать в направлении стрелочного перевода №6. Всегда эти светофоры будут иметь тип Б-С. Светофоры «М8», «М16», «М20», «М22» тоже имеют тип Б-С. Назначение их понятно – светофор «М8» разрешает ехать от стрелочного перевода № 10, «М16» и М20 – от стрелочных переводов № 20 и 24, «М22» - от стрелочного перевода № 14.Будет ли ошибкой установка вместо Б-С на этих светофорах тип Б-К? Да, это грубейшая ошибка. Красный сигнал на железной дороге – сигнал безусловной остановки. Если Вы установите светофор Б-С, тогда машинисту скорого поезда, который проследует станцию без остановки должен быть показан либо белый сигнал, либо красный. Белый сигнал может быть воспринят как разрешение другому машинисту начать движение, красный сигнал – экстренное торможение.Представьте себя в роли машиниста. Если Вы едете без остановки, при проезде через станцию Вы должны видеть на своем пути только желтые, зеленые и синие огни. Красный – немедленная остановка, белый - снижение скорости и дальше действуйте по обстоятельствам (читая инструкцию по сигнализации).Теперь поговорим о светофорах «М6», «М10», «М12», «М14», «М18». Все они – типа Б-К. Это тип применяется всегда, когда появляется угроза выезда на главные пути. Убедитесь: от «М12», «М14», «М18» можно выехать на путь №2, где в данный момент может находиться пассажирский поезд, от «М10» можно выехать в «лоб» поезду следующему по главному пути, от «М6» - ударить в «лоб» поезду следующему от светофора «ЧЗ». Чтобы категорически запретить движение – синий сигнал здесь не подходит, нужен всегда красный – приказ о немедленной остановке. Почему светофоры «М10», «М12», «М14» - мачтовые, а не карликовые? Потому что они удалены от станции, потому что у карликовых в данной местности плохой обзор и т.д. Разграничение светофоров обсуждалось чуть выше.

 

Рассмотрим схему расстановки светофоров на станции Черное.

 

chernoe

 

Это такая же промежуточная станция как и Угра, но расположена на двухпутном участке.Как мы уже твердо помним, входные светофоры должны иметься на каждом пути. Если поезд у нас идет по направлению расположения стрелок на схеме «правильному пути» - там устанавливаются мачтовые светофоры Ж-З+К-Ж+Б. Если поезд приближается к станции против стрелки «движение по неправильному пути» на тех путях располагаются карликовые светофоры типа Ж-К-Ж. Разрешение на въезд на станцию является загорание на них двух желтых сигналов.Рассмотрим два типичных случая расстановки маневровых сигналов.

 

На примере части станции Дедовск покажем правильность расстановки сигналов для зонных тупиков электро и дизель поездов.

 

1111111

 

Если путь (в нашем примере №1) после ответвления по стрелочному переводу № 28 будет продолжаться дальше, параллельно зонному тупику, то за краем платформы у стрелочного перевода № 28 должен быть установлен маршрутно-выходной светофор (на схеме «НМ1»). Выходным светофором является выходной «Н1». И светофор «НМ1» и «Н1» должны быть мачтовые типа Ж-З+К-Б. Если электропоезд следует в тупик на светофоре «НМ1» должен гореть белый огонь и погасшем красном. Желтый или зеленый огонь должен зажигаться при следовании поезда к светофору «Н1».

 

На примере станции Луговая рассмотрим расстановку сигналов в локомотивном депо.

 

lugovaya

 

 

 

 

Сигналы «М56», «М58», «М60», «М62», «М64», «М74» у выхода из стойл депо, а также светофоры на путях отстоя локомотивов «М50», «М52», «М66», «М68», «М70», «М72»  – карликовые типа Б-К, т.к. из депо имеется прямой выход на главные пути. Расположение остальных сигналов – стандартное.

 

  И в заключении, в качестве иллюстрации - фотография из кабины машиниста локомотива. На ней виден входной мачтовый светофор, показывающий два желтых огня (верхний мигающий), входной карликовый светофор для приема с неправильного пути (горит красным огнем), справа виден мачтовый маневровый, между главными путями – карликовые маневровые с синими огнями.